05 Апреля 2002   Княжна Юлия Долгорукова — рождённая морской стихией
     

Княжна Юлия Долгорукова — рождённая морской стихией

Древние мудрецы считали, что кроме места рождения человека, существует отчизна его детства, формирующая личность. В паспорте княжны Юлии Витальевны Долгоруковой в графе места рождения указана Москва, но определяющую роль в жизни и в творчестве сыграл Крым.

В раннем детстве Юлию часто возили к бабушке в Ялту. Там она рано научилась плавать, и Чёрное море навсегда стало её близким другом. Казалось, голубизна морской волны, пронизанной солнцем, отражалась в огромных Юлиных глазах, а может, они отсвечивали блестящей бирюзой безоблачного ялтинского неба в разгар лета. Пытливый и любознательный взгляд этих глаз удивлял и бабушку, и её друга, известного художника Сергея Ивановича Бакаева, в прошлом ученика Константина Коровина. "Будет художницей!" — безоговорочно заявлял опытный Бакаев. "Будет балериной!" — возражала бабушка, учитывая успехи внучки в балетном кружке. Умудрённый жизнью Сергей Иванович, чтобы примирить точки зрения на будущее Юли, выдвигал новую концепцию: "Будет, несомненно, красавицей!". Бабушка соглашалась, но вопрос о будущей профессии оставался открытым. Меньше всего об этом думала тогда сама Юлия. Она резвилась в морских волнах, как юная наяда, поднималась по горным кручам, не боясь высоты, и горы тоже стали её увлечением на всю жизнь. Она полюбила крымский пейзаж, его солнечность, одухотворённость поэзией, его виноградники. В коричневых стволах изогнутых деревьев ей виделись застывшие танцы фантастических фигур.

Пройдут годы, и детские впечатления отразятся в её живописи. Юлия вновь приедет в Крым, не одна, а с маленьким сыном. И когда они вдвоем будут выходить на берег из воды, покрытые пеной морского прибоя, кто-то из сидящих на пляже мужчин скажет восхищённо: "Смотрите, это пеннорожденная Афродита с маленьким Эротом!". Николке было тогда лет пять. Известные художники и поэты не раз отождествляли в своём творчестве Юлию с мраморной Афродитой, для которой позировала ваятелю Праксителю знаменитая красавица Древней Греции Фрина. Вспомнилась огромная картина Генриха Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине", хранящаяся в одном из залов Русского музея Санкт-Петербурга. Город на Неве заинтересовал Юлию как родина многих её предков — князей Долгоруковых. Здесь были их дворцы, превращённые в обычные советские учреждения. Были они и в первопрестольной, и в Крыму.

Идя по следам минувшего, в Крыму Юлия обнаружила заброшенную могилу одного из представителей многочисленного рода Долгоруковых — Долгорукого-Крымского. Её привела к ней интуиция и подмеченная ещё Пушкиным "любовь к отеческим гробам". Теперь не только Ялта и обладающая неизъяснимым очарованием Ливадия с царским дворцом, но и весь Крым был пройден Юлией вдоль побережья. Она полюбила Коктебель, морскую столицу московской интеллектуальной элиты. Стали близки Музей Максимилиана Волошина, где экспонируется её картина, застывший вулкан Карадаг, Сердоликовая бухта. Они были для неё живыми свидетелями мифов и истории Эллады, обожествлявшей Природу. Горы, леса, моря и даже мелкие речки воспринимались эллинами как места обитания богов, нимф, наяд и дриад. Живая природа Крыма была увидена Юлией в поэтическом ореоле античности, в её гармонической красоте.

Под влиянием Крыма Юлия начала писать стихи, захваченная мощным потоком энергии цвета, столь же действенной, как звучание музыки. Звучная палитра картин и графических листов, казалось, вобрала в себя всю яркость красок крымского пейзажа. Сквозь малахитовую зелень листвы просвечивало голубое солнечное небо, и лиловые тени виднелись в кронах деревьев среди коричневых стволов, изысканно-изящных, словно древние танцовщицы в ритуальном танце.

Танец — излюбленный мотив в творчестве Юлии Долгоруковой. Как бывшая балерина, она тонко чувствует природную пластику стволов и ветвей, их вычурный рисунок, скрытую от непосвящённых музыкальность всего живого. Возможно, это заложено в Юлии генетически: ведь её отец — известный композитор. Неуловимая музыкальность присуща колористическому строю картин и графических листов. Это проявляется в дизайнерских работах, в умении сопоставлять различные предметы интерьера и мебели с тканями, цветами, вазами, скульптурами, живописными полотнами. Получив в Гер- мании диплом дизайнера, Юлия с увлечением совершенствует свою профессию, принимая участие в оформлении различных мебельных выставок, престижных презентаций. Её привлекает театральный костюм. Возможно, он станет одним из ведущих направлений в творческих поисках, потому что жизнь воспринимается Юлией как нескончаемое театральное действо с динамичной сменой декораций и появлением новых персонажей. Среди друзей Юлии, кроме художников, немало известных актёров, музыкантов. В их числе Андрей Егоров, ведущий актёр Центрального Академического Театра Российской Армии (вместе с ним и мужем Игорем Манько Юлия изображена на большой фотографии, напоминающей кадр из фильма). Кинематографические пробы в прошлом были успешны. Несомненную фотогеничность Юлии дружно отмечают её друзья-режиссёры и фотографы. В этом году известный режиссёр Дмитрий Шинкаренко, который закончил высшие режиссёрские курсы в Голливуде и снял множество знакомых нам картин, восхищаясь Юлией, вдохновился её образом для создания сценария сериала на "Мосфильме", где главная героиня — экзальтированная художница в столкновении с тяжёлой реальностью. Может быть, новые планы позволят реализовать её артистический талант и камера увековечит на плёнке характерную внешность княжны Долгоруковой и овал лица, прославленный великим художником Карлом Брюлловым в портрете блистательной графини Юлии Самойловой.

Если бы возникла идея сделать фильм времён появления христианства в Древней Руси, то Юлия с успехом могла бы исполнить роль Великой княгини Ольги (в крещении Елены): так удивительно они похожи! На это сходство обратил внимание муж Юлии — Игорь, влюблённый в неё красавец-брюнет, артист театра "Новая Опера", где он работает хормейстером под руководством знаменитого Евгения Колобова. Игорь внимательно изучал первый том книги "Дворянские роды Российской Империи", особенно главу "Князья Долгоруковы". Зная, что род ведёт своё происхождение от Рюрика, предводителя варяжских дружин, призванных новгородцами, он обратился к биографии великого князя киевского Игоря, сына Рюрика, женатого на Ольге, чьё графическое изображение помещено в книге.

Юлию интересуют далёкие предки многих ветвей рода Долгоруковых—Долгоруких, упомянутых в энциклопедиях, активные участники событий отечественной истории. Среди Долгоруковых были видные государственные деятели, полководцы, литераторы. С князем Дмитрием Ивановичем Долгоруковым (1797–1867), сыном "известного в своё время поэта кн. Ив. М. Долгорукова, Пушкин, по-видимому, дружил", — пишет В. В. Вересаев в первом томе двухтомника "Спутники Пушкина" (изд. "Советский писатель", Москва, 1937. Стр. 178). Известного прямодушием и смелостью князя Якова Федоровича Долгорукова (1639–1720), возведённого Петром I в ранг сенатора и назначенного президентом Ревизионной коллегии, Пушкин запечатлел в стихотворении "Моя родословная" одной строкой: "Счастлив князь Яков Долгорукий". Именно Яков Долгорукий после взятия Азова в 1696 году возглавлял оборону на южной границе русского государства с Турцией.

Популярная у современных туристов Турция привлекла внимание Юлии как исторический перекрёсток древнейших цивилизаций и культур, от древней Трои, раскопанной Шлиманом, до Восточной Империи Рима и Византии, через которую на Русь пришло христианство. Как всегда, отдых был подчинён динамичному ритму творчества. Находясь на турецком курорте, Юлия не только плавала. Она писала живописные "Танцы". Взяла напрокат машину, ездила и фотографировала турецкий пейзаж и его достопримечательности, чтобы потом в московской мастерской создать цикл произведений.

Сейчас в этой мастерской сохнет на подрамнике новая картина, написанная маслом с применением новых технологий в виде флюоресцирующего красителя, что придаёт образу яркую театральность. Называется картина "Балет", точнее — "Жизель". Этой весной у Юлии будет много работы. Ей предстоит открыть персональные выставки: в Париже, в Музее Марины Цветаевой в Александрове и в Картинной галерее города Малый Ярославец. Российская провинция — давняя и постоянная любовь княжны Долгоруковой, от Тарусы до Костромы и Калуги, где успехом пользовались показы её графики и живописи.

24 марта в Бизнес-центре торгово-промышленной палаты РФ на Чистых прудах состоялся вечер, посвящённый памяти Олега Николаевича Ефремова. Юлия принимала участие в нём не просто как дизайнер, а как друг Насти Ефремовой, дочери прославленного актёра и главного режиссёра МХАТ им. А. П. Чехова. Новый, 2002 год, и Рождество Христово Юлия встречала в гостях у Насти на даче в Валентиновке в посёлке "Чайка".

Впереди долгожданное лето, солнце и море, синеющее ультрамарином под бирюзовым небом юга. Голубой и синий до самого интенсивного тона лазурита (камня богов по представлениям древних египтян) и камня новой эры — хризоколлы — излюбленные цвета в живописи Юлии. Они же преобладают в её туалетах и украшениях. Зодиакальный знак Рыбы, под которым родилась княжна Долгорукова, определяет воздействие на неё водной стихии моря. Поразительно, как тонко почувствовала это одна московская красавица. Недавно приехав из Парижа и побывав в ателье княжны Юлии, она заказала не натюрморт с цветами, не портрет, а пейзаж "Море". Может быть, потому, что её зовут Марина и своим именем она тоже соединена с морем.

Свойственная многим русским аристократам страсть к путешествиям, вызванная естественной необходимостью посещать собственные имения в разных концах империи и дворцы в Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму, а иногда и за рубежом, страсть, приписанная Пушкиным в поэме "Евгений Онегин" главному герою: "Им овладело беспокойство, охота к перемене мест", — в полной мере присуща Юлии. Она побывала во многих странах Западной Европы. Может быть, поедет в Соединённые Штаты. Недавно из Си-Клифа, штат Нью-Йорк, пришло письмо от княгини Ирины Петровны Долгоруковой, во время Гражданской войны эмигрировавшей с войсками Врангеля из России. Она пишет Юлии: "Приятно, что вы служите искусству, что тоже близко нашей семье".

Как истинная аристократка, Юлия Долгорукова по-настоящему демократична. Она вежливо ответит каждому, кто позвонит по телефону или попытается связаться через Интернет для приобретения картин или графических работ. На договорной основе можно осуществить заказ на оформление мебельного салона или квартиры.

Тел.: (499) 194–83–57,
моб. +7(903) 270-45-92
E-mail: dolgorukova@mail.ru

Людмила Уразова

 



Home Page | PHP VERSION | картины | интерьеры | фильмы и тв | фотографии| статьи |выставки| сайт MCX|Contact
© 2009 Julia Dolgorukova. All Rights Reserved